Управленческая отчетность: виды, формы, примеры Skip to content

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Управленческий учет — это упорядоченная система по сбору, регистрации, обобщению и представлению информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходимой для оценки эффективности бизнеса и принятия правильных управленческих решений.

Формы управленческой отчетности применяют для текущего анализа и перспективного планирования работы компании. Управленческие формы не регламентируются законом: организация разрабатывает их сама и закрепляет в локальных актах. Заполняет отчеты добровольно в удобные сроки и по собственной методике. Отчеты детализируют в зависимости от нужд компании. Компания сама разрабатывает форму и методику заполнения отчетов.

Обычно составляют как прогнозные, или плановые отчёты, так и фактические за период. Полезно составлять эти отчёты по видам деятельности или по видам продукции, что позволит видеть рентабельность каждого вида продукции, определять точку безубыточности, прогнозировать доходы и расходы при изменении масштаба деятельности, рассчитывать различные показатели эффективности (KPI).
В целом система управленческого учёта должна показывать, куда уходят деньги организации, какие виды продукции и направления более выгодны, в чём слабые места и точки роста бизнеса. — четкий бизнес-план с прописанными статьями расходов увеличивает шансы на финансирование.

Для управленческих целей составляют как минимум 3 отчета:

  1. Отчет о движении денежных средств (ОДДС).

Самый понятный и простой из управленческих отчетов. Он помогает контролировать сумму денег на предприятии, поступление и расходование средств, следить за кассовыми разрывами.

Структура отчета:

— Денежный поток от операционной деятельности — показываются результаты от платежей и поступлений компании от основной производственной и торговой деятельности;
— Денежный поток от инвестиционной деятельности — будут отмечены покупка компанией долгосрочных активов — оборудования, земли, лицензионных прав на месторождения и товарные знаки, а также затраты на строительство сооружений и зданий. Кстати говоря, эти затраты называются капитальными, или CAPEX;
— Денежный поток от финансовой деятельности — будут отмечаться как денежные поступления взятые компанией кредиты и займы. В этом же разделе учитываются возврат взятых кредитов и выплата дивидендов акционерам компании.

Итогом всего отчета о движении денежных средств станет чистое увеличение (или уменьшение) денежных средств и их эквивалентов. Этот итог будет равен разнице между суммой денежных средств и их эквивалентов компании на конец и начало отчетного периода.

  1. Отчет о прибылях и убытках (ОПУ)

Помогает оценить рентабельность или прибыльность компании. Он показывает изменения в бизнесе за период и состоит из доходной и расходной частей, каждая из них может дробиться на подотчеты, расходная часть обычно имеет более детальную структуру по сравнению с доходной. 

В его структуру входят:

Выручка – это стоимость отгруженного товара, то есть сумма, за которую вы продали товар покупателю.

Прямые расходы – это себестоимость отгруженного товара, то есть сумма, за которую вы купили отгруженный товар у поставщика. Совет: включайте в состав прямых расходов только те расходы, которые вы можете посчитать прямым методом – материалы, заработную плату, услуги. Расходы, относящиеся к нескольким видам продукции, лучше учитывать по отдельным статьям затрат.

Производственные расходы – как следует из названия, это расходы, непосредственно связанные с производственным циклом. В них входят заработная плата рабочих, аренда цеха, затраты на обслуживание оборудования и так далее. Эти расходы считаются условно-постоянными. Часть из них – например, затраты на электроэнергию или сдельная зарплата – могут зависеть от выручки, но по большей части они постоянны.

Общехозяйственные расходы – расходы по обслуживанию основной деятельности: заработная плата бухгалтерии, финансовой службы, услуги маркетинга и зарплата управленцев – это постоянные расходы, которые никак не зависят от объема выручки.

Расходы по финансовой деятельности – расходы по привлечению заемного капитала, обслуживанию кредита.

Показатели рентабельности также рекомендуем включить прямо в ОДР – маржинальная (или валовая) прибыль, маржинальная рентабельность, прибыль от производства продукции, операционная прибыль (или EBITDA), чистая прибыль, рентабельность периода, нераспределённая прибыль.

На основании отчета о прибылях и убытках видят, откуда приходят деньги, куда уходят и на чем получится сэкономить. Контролируют долги — свои и контрагентов.  На основании этих сведений владельцы и руководители компании принимают решение о том, какие направления бизнеса убыточны и их лучше закрыть, а какие — прибыльные, а потому их можно развивать дальше.

  1. Баланс

В управленческом балансе сводятся воедино результаты отчетов о прибылях и убытках и о движении денежных средств. На основании этого документа контролируют корректность управленческого учета, распределяют прибыль, работают с дебиторской и кредиторской задолженностями. Баланс помогает взглянуть на бизнес целиком.

Баланс – самый важный, но при этом самый нелюбимый финансовый документ у предпринимателей. Большинство представителей бизнеса считает, что из всех управленческих отчетов Баланс – самый сложный и нужен только для бухгалтерии.

На самом деле Баланс содержит до 80% всей информации, необходимой для проведения финансового анализа. Только Баланс может охарактеризовать жизнеспособность и устойчивость бизнеса, а также показать реальную стоимость бизнеса.

Баланс состоит из двух частей. На бухгалтерском языке это называется Активы и Пассивы, на обычном языке – имущество и обязательства.

Управленческий баланс составляют реже, чем ОДДС и ОПУ, на его основе оценивают корректность заполнения этих отчетов и ведения управленческого учета в целом.

Заказать обратный звонок